Доступная среда

 

 

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!  

"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 
                                                                                                                                                                                    В.В. Путин

 

В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ работают с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети слабовидящие, дети с нарушением речи,  и дети-инвалиды.
 
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды на кресле-коляске


  

 

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
·         закономерности психического развития,
·         показатели здоровья дошкольников,
·         психолого-физиологические особенности,
·         уровень общего развития,
·         коммуникативные особенности и речевое развитие,
·         эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребёнка, с учётом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

    
    Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к
     дальнейшему развитию.

    Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребёнка  с   ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребёнка, выраженности отклонения в его развитии.
    Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность       
     дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
    Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса
    педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнёр и сотрудник в процессе взаимодействия.
    Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребёнка, доминантности во взаимодействии с ребёнком:          
     открытость, искренность в сотрудничестве.
     Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к
      самостоятельному познанию у детей.
Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребёнка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребёнка.
 

Справка по итогам контроля "Доступная среда" в МБДОУ №47 "Вишенка" г.Симферополя.

Ознакомится с итогами контроля Создание условий для образовательной деятельности.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 г. №61.106 «Конвенция о правах инвалидов».

Федеральный закон РФ от 01.12.2014 г. №419 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов.

Федеральной закон РФ от 24.11.1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В МБДОУ №47"Вишенка" г. Симферополя разработан паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры от 18.12.2019 года. В 2019 году, за счет республиканского бюджета, приобретено оборудование по программе «Доступная среда» для обеспечения доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 

Паспорт доступности

  • Лестничные пандусы на улице.
  • Тактильная вывеска.
  • Антивандальная кнопка вызова персонала.
  • Установлена тревожная кнопка и металлодетектор.
Групповые помещения обеспечены мебелью, игровым оборудованием в достаточном количестве и в соответствии с возрастом детей. Развивающая среда в группах организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным и индивидуальным особенностям. В каждой групповой комнате представлены центры детской активности.
Для занятий со слабовидящими детьми оборудован кабинет учителя- дефектолога (тифлопедагога), а для детей имеющие нарушения речи кабинет учителя-логопеда.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

 

Количество оборудованных учебных кабинетов учреждения
В МБДОУ №47  "Вишенка"г. Симферополя  6 групп.
В состав каждой группы входит: игровая, спальня, раздевалка, туалетная комната.  Группы оснащены оборудованием: мебель для детей (столы, стулья, кровати, игровая стенка, шкафы для раздевания), мебель для взрослых (стол, стул), дидактический материал и литература, материалы для поддержания санитарного состояния группы (шкафы для посуды, шкафы для хозяйственных нужд, стол для раздачи пищи).
Дополнительно в детском саду имеются:

  • музыкально - физкультурный зал оснащен музыкальным центром, пианино, системой мультимедиа,  детских музыкальных инструментов, спортивным инвентарем; методический кабинет, укомплектованный методической литературой, детской художественной литературой,
  • кабинет заведующего;
  • кабинет  учителя- дефектолога/ педагога-психолога;
  • кабинет учителя-логопеда;
  • прачечная;
  • пищеблок,
  • медицинский кабинет;
  • методический кабинет.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и  лицами с ограниченными возможностями здоровья

Кабинеты служат для создания необходимых максимально комфортных условий для развития личности и повышения качества дополнительного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ. Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
     В кабинетах проводится непосредственно образовательная деятельность  для детей посещающих образовательное учреждение.  Кроме того, для организации работы с детьми в МБДОУ имеются следующие помещения:

 

Музыкальный зал совмещенный с физкультурным залом (для художественно-эстетического и музыкального развития дошкольников имеется: пианино, микрофонные радиосистемы, акустическая аудиосистема, набор шумовых и ударных инструментов, музыкальный центр, набор костюмов, атрибутов, декораций, компьютер, проектор и экран). Материально-техническое обеспечение музыкально-спортивного зала соответствует условиям реализации Программы и действующего СанПинА.  В музыкальном зале проводится непосредственно образовательная деятельность в области музыки, утренняя гимнастика, подгрупповые и индивидуальные занятия, праздники, досуги и развлечения. Музыкально -спортивный зал оснащен спортивным стандартным и нестандартным оборудованием: координационная лестница, обручи, скакалки, ленты, гимнастические палки, мешочки для метания, и т.д.  с целью повышения показателей физического развития детей, расширение спектра двигательных умений и навыков)
Кабинет учителя-дефектолога совмещенный с кабинетом педагога-психога (предназначен для индивидуальной, подгрупповой работы с детьми, организации консультативной работы с родителями и педагогами. Оформление кабинета создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, его атмосфера создаёт рабочий настрой и мотивирует детей на учебную деятельность. Оборудован необходимой мебелью, педшкафом,   песочницей, играми и материалами для диагностической и психокоррекционной работы)
Кабинет старшего воспитателя
В методическом кабинете  представлены нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образования и другими вышестоящими организациями ,а так же обязательные документы, связанные со спецификой деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», ФЗ «Об образовании в РФ», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс РФ», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и другие, с которыми  ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Значительное место в работе кабинета отводится правильной организации библиотеки. Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для воспитателей (методическая и справочная литература) и книги для детей.( 
Кабинет учителя - логопеда
Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ).
–предназначен для проведения индивидуальной, подгрупповой, работы с детьми, представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Оформление кабинета создает для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, его атмосфера создает рабочий настрой и мотивирует детей на учебную деятельность.

Сведения о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и  лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ  №47 "Вишенка" отдельного помещения, приспособленного для использования инвалидами и  лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. В методическом кабинете оборудована библиотека с методической, научной и периодической литературой. В каждой возрастной группе оборудованы зоны для развития познавательно-художественных способностей ребенка, где представлена разнообразная детская литература. Оформлена подписка на периодические издания: журналы «Справочник старшего воспитателя ДОУ», «Музыкальный руководитель», «Справочник педагога-психолога», "Справочник руководителя ДОУ".

Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и  лицами с ограниченными возможностями здоровья

Также  на территории детского сада обустроена спортивная площадка, обеспеченная  физкультурным оборудованием, что позволяет разнообразить и увеличить количество упражнений для разных групп мышц, а также активно способствует поддержанию у детей интереса к организованной двигательной активности. В детском саду функционирует  совмещенный музыкальный и спортивный зал, в котором в наличии обручи, скакалки, мячи разных размеров, гимнастические палки, мешочки для метания.  В каждой возрастной группе оборудованы зоны для развития спортивных способностей детей.

Сведения  о средствах обучения и воспитания в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Для организации воспитательно-образовательной работы в учреждении есть необходимое в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольной образовательной организации. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Характеристика развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ, в том числе приспособленной для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.​

Развивающая среда ДОУ обеспечивает физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие воспитанников.
 Развивающая предметная среда МБДОУ полифункциональна, мобильна, включает в себя необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка. Структура развивающей предметно- пространственной среды помогает установить необходимый баланс между непосредственной образовательной деятельностью, самостоятельной игрой и творческими видами продуктивной деятельности. Дети могут получить из предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения и группы информацию, необходимую для осуществления всех видов деятельности, позволяющую им развиваться, проявлять свою индивидуальность, реализовывать свое собственное «Я». Больше внимания уделяется созданию условий для пробуждения исследовательского интереса, любознательности и экспериментирования.
В групповых комнатах оформлены различные центры: игровые, двигательной активности, познавательные, центры природы и другие, оснащённые разнообразными материалами в соответствии с возрастом детей.
Раздевалки имеют информационные стенды для родителей, постоянно действующие выставки детского творчества.

 Характеристика учебного и игрового оборудования, в том числе приспособленного для использования инвалидами и лицами с ОВЗ​. 

В воспитательно-образовательном процессе широко используются познавательные и игровые зоны. В каждой группе есть необходимый методический материал, методическая литература для организации работы с детьми.
В детском саду учебный и игровой материал подобран с учетом возрастных возможностей детей, ориентирован на их всестороннее развитие, на зону ближайшего развития каждого ребенка. В групповых комнатах постепенно, по мере взросления детей, меняется оснащение развивающей предметно- пространственной среды, добавляется оборудование.

Характеристика информационно-методического обеспечения МБДОУ, в том числе приспособленного для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ.

Учебно-методическая оснащенность детского сада помогает педагогам реализовать цели и задачи образовательной программы, сделать воспитательно-образовательный процесс увлекательным и познавательным.
Говорящая азбука, тактильные книги, коррекционный стол с подсветкой помогают ребенку с ОВЗ увидеть окружающий мир в ярких красках. Настенные модули развивают мелкую моторику, зрительное восприятие и воображение.
МБДОУ обеспечено необходимым программно-методическим и учебно-дидактическим материалом для организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками.

 Условия питания обучающихся, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Вспомогательные помещения ДОУ (пищеблок, прачечная) оснащены необходимым оборудованием для осуществления основной деятельности.
В МБДОУ выполняются принципы организации рационального здорового питания: полноценность, регулярность, разнообразие, гигиена, индивидуальный подход во время приема пищи. Питание воспитанников осуществляется пять раз в день непосредственно в помещениях групп, в специально отведенном месте. Каждая группа оснащена необходимым кухонным инвентарем (посуда, ведра, кастрюли, ложки, вилки, половники и т.д.), а также столами и стульями для детей. Раздача готовых блюд осуществляется с пищеблока. В ежедневном меню широко используются продукты, содержащие микроэлементы, проводится витаминизация третьего блюда. Регулярно утром (второй завтрак) детям предлагается витаминный стол, который включает соки, фрукты. Для лучшего функционирования процессов пищеварения и стимулирования аппетита у детей в питание включаются овощные салаты, содержащие растительную клетчатку. Системный подход в организации питания позволяет добиваться прибавки в весе ослабленных детей, укрепления иммунной системы, улучшения физического развития.
В МБДОУ функционирует совет по питанию, который создан с целью оказания практической помощи ОУ в организации и осуществлении административно-общественного контроля за организацией и качеством питания в детском саду. Дети обеспечены сбалансированным и качественным 5-х разовым питанием.
Питание в группах  компенсирующего вида организовано в соответствии с Постановлением администрации г. Симферополя №6863 от 29.12.2018. Согласно п.2 данного постановления дети льготных категорий: дети-инвалиды, дети сироты, дети с ОВЗ, дети, один из родителей, которых является инвалидом 1 или 2 группы, освобождены от родительской платы за присмотр и уход за детьми.

Специальные  условия охраны здоровья обучающихся.

 
В ДОУ разработаны: паспорт безопасности, паспорт дорожной безопасности, СОУТ, декларация пожарной безопасности, акт обследования категорирования.
В ДОУ установлены АПС, тревожная кнопка, стационарный и ручной металлодетекторы,  оборудована система видеонаблюдения. Организована круглосуточная охрана ДОУ. С 7:00 до 19:00 охранник  на посту КПП, с 19:00 до 7:00 и выходные, праздничные дни три штатных сторожа, работающие по графику.
Все сотрудники проходят обучение по ОТ, в том числе при проведении образовательной деятельности в групповых помещениях и на игровых площадках. Разработаны инструкции по ОТ, противопожарной безопасности, антитеррористической безопасности.
В групповых комнатах все секции отопления закрыты ограничивающими доступ щитами-модулями. Детская мебель сертифицирована, изготовлена из безопасных материалов и имеет закруглённые углы.
 Санитарно-гигиенические условия содержания детей, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ соответствуют требованиям СанПиН. Игровое и физкультурное оборудование, игрушки, средства ТСО соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования. 

Медицинское обслуживание

Медицинский кабинет функционирует для медицинского сопровождения детей, в котором достаточно оборудования для оказания медицинской помощи.
Поддержанию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса способствует и соблюдение требований СанПиН при организации образовательного процесса в МБДОУ, при пополнении предметно-развивающей среды и укреплении материально-технической базы учреждения, при организации лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, организации питания, соблюдению санитарно-гигиенических условий (профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия).
Педагоги  и медперсонал дошкольного учреждения  совместно решают вопросы профилактики заболеваемости с учетом личностно-ориентированного подхода, кадровой политики, материально-технического оснащения, взаимодействия с семьей в вопросах закаливания, физического развития и приобщения детей к  спортивным занятиям. 
 

 Доступ к ИС и ИТС.

Сформирована медиатека из методических пособий, детских художественных произведений, дидактических материалов, видеофильмов, компьютерных презентаций,  аудиосказки.
В ДОУ созданы условия поиска необходимой информации, возможность публиковать свои материалы, общаться на Форумах, готовить мультимедийные презентации и включать их в совместную деятельность с детьми и родителями, использовать компьютерные обучающие игры в индивидуальной работе с детьми, в том числе с ОВЗ, создавать видеоролики.

МБДОУ №47 "Вишенка" г. Симферополя подключен к сети Интернет. Скорость подключения до 1 Мбит/сек.
Каждый педагог имеет доступ к информационным системам.

Сведения об электронных образовательных и  информационных ресурсах:

http://fcior.edu.ru/" rel="noopener noreferrer" target="_blank">Федеральный центр электронных образовательных ресурсов; 
http://window.edu.ru/" rel="noopener noreferrer" target="_blank">Единое окно доступа к образовательным ресурсам; 
http://school-collection.edu.ru/" rel="noopener noreferrer" target="_blank">Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; 
http://store.temocenter.ru/" rel="noopener noreferrer" target="_blank">Медиатека образовательных ресурсов;
http://mbdou4lastochka.ru/wp-content/uploads/2021/01/e-resources.docx">Подборка   информационных   ресурсов